• »
  • »
  • »
  • Дорожная экспертиза - участка дороги, разметки, знаков
  • Дорожная экспертиза
    (Экспертиза участка дороги, разметки, знаков)

    Для определения степени вины и материального ущерба применяется совокупность методик и технических средств. Автотехническая экспертиза участка дороги способна ответить на вопросы о влиянии дорожных условий на возникновение аварийной ситуации. Также экспертная оценка дорожного полотна позволит сделать выводы, имел ли водитель техническую возможность избежать ДТП или принять меры к снижению материального ущерба.

    Инженерно-транспортная экспертиза

    Дорожно-транспортное происшествие – это всегда неприятность. Если последствия ДТП столь серьёзны, что досудебное урегулирование невозможно, а степень вины участников неочевидна, применяются методы технического исследования обстоятельств ДТП, а также элементов взаимодействия в рамках системы «водитель – автотранспорт – дорога – окружающая среда» (ВАДС).

    В рамках административно-правовых, гражданских и уголовных дел только грамотно проведённая автотехническая экспертиза может ответить на вопросы, поставленные следователем или судьёй. Экспертиза, назначенная судебными органами, носит название САТЭ (судебная автотранспортная экспертиза). Качество анализа зависит от уровня эксперта, глубины поставленных перед ним вопросов, а также состояния объекта исследования (степени произошедших изменений).

    Чем раньше будет проведена экспертиза, чем точнее будет вопросы, и чем выше квалификация эксперта – тем вероятнее установить истинные причины возникновения происшествия и степень вины каждого из субъектов взаимодействия системы ВАДС.

    Дорожная экспертиза

    Для составления картины ДТП наряду с трасологической экспертизой АТС применяется дорожная экспертиза.

    Объектом экспертизы является участок дороги – полотно, средства организации движения (знаки, светофорные объекты, указатели), конструкции, а также объекты примыкающей инфраструктуры и природные объекты, находящиеся во взаимодействии с описываемым участком дороги. Оценка состояния дорожных элементов способна дать ответы на вопросы, поставленные экспертам:

    • В какой степени технические средства организации движения соответствуют ГОСТ Р 52290-2004?
    • Какие недостатки организации движения имеются на исследуемом участке дороги, могли они стать предпосылкой к возникновению аварийной ситуации?
    • Установка знаков выполнена в соответствии с ГОСТ 52289-2004?
    • Количество, расположение и алгоритм работы светофорных объектов отвечают требованиям ГОСТ Р 52282-2004?
    • Имеет ли разметка отклонения от ГОСТ Р 512569-2011?
    • Соответствует ли дорожное покрытие ГОСТ Р 50597-93 и ГОСТ Р 52056-2003?

    Получив ответы на эти вопросы, возможно с высокой вероятностью оценить степень ответственности участников дорожного движения в ДТП. Особую актуальность выводы экспертизы получили после того, как судебные органы начали выносить решения о виновности дорожных организаций в дорожно-транспортных происшествиях и обязывать их к возмещению ущерба, полученного автотранспортными средствами в связи с ненадлежащим качеством дорожного покрытия.

    Дорожные эксперты на службе Закона

    В прошлом веке автомобилисты, попав в яму и повредив детали подвески своего автомобиля, самостоятельно восстанавливали своё транспортное средство. Сегодняшний автолюбитель юридически подкован, поэтому всё чаще в роли ответчика в суде выступают дорожно-эксплуатационные службы.

    Несмотря на всеобщую тенденцию к правовому урегулированию вопросов, отдельные сотрудники ДПС стремятся переложить вину на водителя, ссылаясь на пункт 10.1 Правил дорожного движения, в котором говорится, что водитель при обнаружении опасности обязан снизить скорость движения, вплоть до полной остановки.

    Именно в этот вопрос способна внести ясность экспертиза участка дороги – была ли у водителя техническая возможность предотвратить ДТП и соответствовала ли дорога эксплуатационным требованиям. Дорожная экспертиза участка дороги способна установить объективные показатели:

    • Выяснить точное место первичного столкновения, а также уточнить расположение транспортных средств в момент ДТП;
    • Охарактеризовать причинно-следственную связь между произошедшим ДТП, дорожными условиями в момент происшествия и характеристиками дорожного покрытия;
    • При наличии дефектов дороги установить время их возникновения, а в случае проведённого восстановительного ремонта – выяснить, в каком состоянии находился участок дороги в момент ДТП, оценить степень износа дорожного полотна;
    • Определить степень информированности участников движения о дорожной ситуации;
    • Дать определение сцепным качествам дорожного покрытия;
    • Провести анализ элементов дороги, имевших контакт с повреждёнными транспортными средствами в момент ДТП.

    Дорожная экспертиза пользуется меньшей популярностью, чем трасологические (описывающие следы происшествия) и товароведческие (описывающие стоимость имущества, в том числе восстановительных работ в результате ДТП) экспертные оценки. Однако в некоторых ситуациях именно экспертиза участка дороги способна дать заключение о виновности или невиновности водителя в происшествии.