экспертиза обстоятельств ДТП

ЭКСПЕРТИЗА ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ДТП

Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, как часть независимой автотехнической экспертизы, является наиболее сложным видом исследования, так как перед экспертом ставятся вопросы, ответы на которые требуют наличия специальных знаний и квалификации для установления объективных причин ДТП.

Экспертиза обстоятельств ДТП – это комплекс мероприятий по выяснению механизма столкновения транспортных средств, их траекторий сближения и скоростей до столкновения, взаимного расположения автомобилей и пешеходов, а так же других обстоятельств, связанных с организацией движения и дорожной разметкой. В результате её производства дается оценка поведения участников «до» и «в момент» происшествия на соответствие ПДД, устанавливается виновник аварии.

Именно в связи с тем, что судебная экспертиза обстоятельств ДТП устанавливает виновное в ДТП лицо, предопределяя его материальную, административную или даже уголовную ответственность, её производство требует тщательного изучения всех фактов и обстоятельств. Эту работу проводят в «ПЭК» квалифицированные эксперты, которые в процессе экспертизы применяют только утвержденные научные экспертные методики и основанные на уравнениях движения математические расчеты и формулы.

Для производства экспертизы обстоятельств ДТП, которая может быть проведена в рамках судебного процесса или независимо от него, в распоряжении эксперта должны быть предоставлены следующие материалы: протокол осмотра ДТП, схема ДТП, протокол осмотра и проверки технического состояния транспортного средства, справка о ДТП. В процессе исследования и определения параметров движения для построения модели происшествия эксперт изначально берет необходимые исходные данные из материалов, предоставленных в его распоряжение. Как правило, предоставленных данных оказывается недостаточно и часть параметров эксперт берет из справочников, нормативных актов и инструкций заводов-изготовителей.

Следует обратить особое внимание, что зачастую участники ДТП со временем меняют свои первоначальные показания и во время судебного процесса настаивают на своих новых версиях происшествия. В этих случаях эксперту приходится рассматривать каждую из представленных версий всех участников ДТП и определять их состоятельность в процессе исследования. Нередки случаи, когда на экспертизу представляются некачественные и даже заведомо ложные фотографии, подкрепляющие версию ДТП, а в результате ДТП со смертельным исходом не без помощи недобросовестных сотрудников ДПС могут составляться заведомо ложные схемы ДТП, которые погибшего водителя делают виновником ДТП, а истинных виновников аварии превращают в пострадавших. Разобраться в этом смогут лишь опытные эксперты, которые честно проведут экспертизу и непредвзято ответят на поставленные вопросы.

Одновременно с этим, все водители, которые хотя бы раз попадали в ДТП, отмечали низкое качество работы инспекторов ГИБДД, которые приезжают на составление протокола и оформление схемы ДТП. И дело даже не в том, что в большинстве подобных случаев, сотрудники ДПС в силу различных обстоятельств, при составлении схемы ДТП, не включают в неё ряд, казалось бы, мелких, но важных деталей в виде осколков фары или бампера, следов торможения или масляных пятен. Они зачастую просто не имеют возможности произвести точные замеры расстояния в случае ДТП на оживленной проезжей части или учесть её масштаб. В результате, при разбирательстве дела в суде, судьи вынуждены назначать проведение экспертизы, так как на основании полученных материалов из органов ГИБДД выяснить истинные обстоятельства происшествия не представляется возможным. И становиться очевидным, почему единственным способом отстоять правду в суде является проведение независимой экспертизы обстоятельств ДТП.