• »
  • »
  • »
  • Оценка рыночной стоимости бизнеса и предприятия
  • ОЦЕНКА БИЗНЕСА

     



     

         Оценка стоимости бизнеса – это исследование, проводимое экспертом-оценщиком, имеющим специальные познания, квалификацию и достаточный профессиональный опыт, с целью расчета и определения рыночной или действительной стоимости предприятия, его долей, паев или всего бизнеса в целом. Чтобы провести оценку бизнеса или предприятия, необходимо четко определить цель, которая ставится при оценке. Для получения наиболее точных результатов, отображающих стоимость объекта оценки, оценщику необходимо представить полную финансовую и управленческую информацию предприятия за определенный период.

         Классификация подходов при оценке бизнеса позволяет оценщику сделать выбор используемых исходных данных, однако оценка бизнеса и компании, как имущественного комплекса, должна всегда оцениваться практически одинаковыми подходами. При этом содержание самих методов в рамках подходов может существенно различаться.

    При оценке бизнеса или компании, как правило, используют следующие виды подходов:

    • сравнительный рыночный подход, при котором определение стоимости бизнеса или компании основывается на одном или нескольких методов сравнения бизнеса или компании с аналогичными видами, уже проданными на открытом рынке;
    • доходный подход, при котором определение стоимости бизнеса или компании используется один или более методов, основанных на расчете ожидаемых доходов;
    • затратный подход, при котором производится поэлементная оценка бизнеса, когда стоимость исчисляется как сумма стоимостей имеющихся активов компании за вычетом обязательств.


         Каждый подход позволяет подчеркнуть определенные характеристики объекта. Сравнительный подход особенно полезен тогда, когда существует активный рынок сопоставимых объектов. Точность оценки зависит от качества собранных данных, так как, применяя данный подход, оценщик должен собрать достоверную информацию о недавних продажах сопоставимых объектов или бизнесов.

         При оценке с позиции доходного подхода в основу ставится доход, как основной фактор, определяющий величину стоимости бизнеса. Чем больше доход, приносимый объектом оценки, тем больше величина его рыночной стоимости при прочих равных условиях. При этом имеет значение продолжительность периода получения возможного дохода, степень и вид рисков, сопровождающих данный процесс. Хотя доходный поход является наиболее подходящей процедурой для оценки бизнеса, иногда бывает необходимо параллельно использовать также сравнительный и затратный подходы. В некоторых случаях затратный или сравнительный подходы могут быть более точными или более эффективными. Во многих случаях каждый из этих подходов может быть использован для проверки оценки стоимости, полученной другими подходами.

         Затратный подход наиболее применим для оценки предприятий, имеющих разнородные активы, а также в случае, если бизнес не приносит устойчивый доход. Методы затратного подхода, как правило, применяются при страховании объектов при оценке таких видов бизнеса как гостиницы, рестораны, спортивные клубы. При этом оценщик собирает достоверную информацию об оцениваемых активах. К ней относится цены на землю, тип зданий и строительных сооружений, стоимость материалов, уровни зарплаты, расходы на оборудование, накладные расходы и т.д. Необходимая информация сильно зависит от специфики оцениваемого бизнеса.

         Необходимо отметить, что все упомянутые выше подходы связаны между собой. Каждый из них предлагает использование различных видов информации, получаемой на рынке. Однако выбор того или иного подхода зависит от целей оценки, так как стоимость компании существенно зависит от того, какие планы в отношении ее строят заинтересованные в оценке стороны. Как правило, оценка проводится с какой-либо конкретной целью, что, в конечном счете, обусловливает выбор основного подхода для определения искомой стоимости. Так можно отметить следующие обстоятельства, инициирующие оценку бизнеса или компании:

    • реструктуризация или ликвидация;
    • смена собственника при покупке или продаже компании;
    • аренда или сдача в аренду для обоснования размера арендной платы;
    • уточнение стоимости имущества компании как базы для налогообложения;
    • раздел имущества предприятия между учредителями;
    • внесение недвижимости в качестве доли в уставной капитал новой компании;
    • создание нового совместного предприятия;
    • проверка кредитоспособности;
    • выход учредителя или принятие нового;
    • страхование;
    • урегулирование вопросов наследования;

       

         Оценка бизнеса или компании - одна из важнейших задач корпоративного управления, которая позволяет определить конкурентоспособность и успешность компании на рынке, служит индикатором его развития. Упрощенно можно считать, что оценка бизнеса — это оценка рыночной стоимости собственного капитала компании или какой-либо ее части.